Вход или регистрация
Если вы организовываете события и хотите больше узнать о нашей системе — просто оставьте заявку и мы свяжемся с вами в самое ближайшее время.
Контакты

Для покупателей

+7 (800) 555-36-05
support@radario.co

Помощь для организаторов
+7 (800) 555-36-05 (доб. 6)
+7 (812) 313-21-39 (доб. 3)
help@radario.co

Отдел продаж
+7 (800) 550-61-53
sales@radario.co

Мы отвечаем на заявки ежедневно с 11:00 до 20:00 (мск)

Для корреспонденции и личных встреч:
Санкт-Петербург, 10-я линия ВО, д.59. офис 67
Москва, ул. Красная Пресня, 6/2с1


Вера Сердечная: «Креативным должен быть не только спектакль, но и методы его продвижения»

20 ОКТЯБРЯ 2017
Вера Сердечная
О том, как полюбить театр уже в зрелом возрасте и сделать это своей профессией, почему этот старейший вид искусства по-прежнему актуален и не выходит из моды, на какие маркетинговые кампании в театральной сфере стоит обратить внимание и многом другом нам рассказала театральный обозреватель и блогер Вера Сердечная.
В раннем детстве я нередко спала под живые оперные арии. Моя мама работала концертмейстером в ашхабадском музыкальном училище и клала меня спать тут же, на столе, во время своих занятий. Но этот факт никак не повлиял на мою увлеченность театром – это было в бессознательном возрасте, я этого не помню. Лет до тридцати я не была театралом. Бывала, конечно, и на опере, и на драматических спектаклях, но театр долго оставался для меня искусством «декоративным», нацеленным на отдых, а не на интеллектуальную работу, не на исцеление душевных или социальных язв.
В фильме «Москва слезам не верит» есть известная фраза «Ничего не будет — ни кино, ни театра, ни книг, ни газет, одно сплошное телевидение». Она, конечно, изначально ироническая – вряд ли авторы ленты считали героя-телевизионщика пророком. За сорок лет изменилось очень многое, но неизменно остается главное: театр – удивительное синтетическое искусство, которое уже многие века, видоизменяясь, неплохо выдерживает конкуренцию со всеми остальными видами искусств.

У московских и петербургских театров есть более раскрепощенный, готовый к разному опыту зритель, большая свобода в выборе ниши, жанра, текста. Но самое важное – театральная атмосфера, пространство диалога о театре. Этого провинции очень не хватает.
Слова об упадке современной драмы отражают всегдашнюю тенденцию: большое видится на расстоянии. И Шекспира «просвещенные театралы» классицизма считали грубым и пошлым, но сегодня его тексты признаны гениальными. Я не очень верю, что между театром и кино идет жесткое соревнование: это разные виды искусства, с различающимися задачами и методами, и их аудитория может отличаться, хотя может и пересекаться. Как привлечь зрителя в театр? Все очень просто: ставить то, что зрителя затронет, что его захватит, что оставит вопросы.

Есть режиссеры, которые считают, что все не так пессимистично. К примеру, Олег Липовецкий (а ему можно верить, он глава драматургического конкурса «Ремарка») говорит, что в российской театральной среде есть масса молодых и интересных драматургов – сразу на ум приходят Юля Тупикина и Ярослава Пулинович, Ирина Васьковская и Настя Букреева, Андрей Иванов и Олег Михайлов, и многие-многие другие.

Хороших и даже отличных текстов много, но их мало ставят, вот в чем проблема. Театры, особенно в провинции, не любят и не знают современную драму, даже молодые режиссеры. И потому для драматурга выжить на гонорары – задача весьма непростая, почти невыполнимая.
Как привлечь зрителя в театр? Все очень просто: ставить то, что зрителя затронет, что его захватит, что оставит вопросы
На заполняемость зала влияет очень много факторов: и репутация театра, и реклама, и работа распространителей, и имя режиссера, и цена на билеты. Но точное соотношение их влияния я бы не взялась оценить. Мне кажется, что самое важное для театра – найти (завоевать, воспитать) собственного зрителя, тогда любые эксперименты не будут восприняты в штыки.

Digital-маркетинг касается всех сфер, с которыми так или иначе соприкасается современный человек. Эту сферу я хорошо знаю со стороны пользователя, зрителя. Театры, активно и неформально присутствующие в соцсетях, большие молодцы. Соцсети – мощный и бесплатный рекламный ресурс. Важно, чтобы у театра был современный, функциональный сайт. Совсем здорово, если на сайте есть система электронных продаж билетов, это значительно упрощает планирование театральной жизни для зрителя. Мне в Краснодаре в десять раз удобнее купить билет онлайн, чем ехать через пробки в кассу. Думаю, регионы движутся к увеличению онлайн-продаж, с той или иной скоростью.

Из эффективных российских маркетинговых кампаний в театральной сфере сходу вспоминается вирусная реклама оперы «Богема» Пуччини в Пермском театре оперы и балета.В сеть запустили генератор афиш «Богемы», в который каждый пользователь мог загрузить собственное фото. Всего за шесть дней было создано около сорока тысяч афиш! Это был очень интересный опыт. Мне кажется, что за такими технологиями – будущее.
Вера Сердечная и Николай Коляда
Креативным должен быть не только спектакль, но и методы его продвижения. Важным и новым средством промоушена театральных продуктов мне кажутся проекты Theatre HD – в частности, трансляции по всей России лучших спектаклей из программы фестиваля «Золотая маска». Другой пример – скорее не маркетинговая кампания, а мастер маркетинга: екатеринбургский режиссер и драматург Николай Коляда в соцсетях занимается постоянной поддержкой интереса к своему театру, что способствует информационной открытости театра и его популярности.
Мне в Краснодаре в десять раз удобнее купить билет онлайн, чем ехать через пробки в кассу; думаю, регионы движутся к увеличению онлайн-продаж, с той или иной скоростью.
— Вера Сердечная
Любой фестиваль создает, прежде всего, пространство обмена театральной энергией, пространство диалога – как между театрами, так и между театрами и местной аудиторией.Фестивальное движение сегодня, когда нет уже системы гастролей, это единственный способ поддержания всероссийского театрального пространства.

Хотелось бы напророчить что-то лучезарное российскому театру с точки зрения творчества, но вряд ли это будет правдой. Общие тенденции ясны – будет расти самоцензура (что губительно для творческого процесса), будет повышаться доля независимой театральной инициативы, расти разрыв между театрами традиционалистского направления и театрами-новаторами. Будет усиливаться зона цензурно-государственного давления на театры. Расширится теоретическая платформа традиционалистской критики: «Театр уже не тот», «Бесовщина в режиссуре», «Надо ставить о добром и вечном», вот это вот все. Как этому процессу противостоять? Не знаю. Разве что противопоставлять эмоциям факты, а тенденциозности – опыт мирового театра, его теории и практики. Не замыкаться, поддерживать друг друга, проявлять человеческую и цеховую солидарность.

Читайте также