IT на службе искусства: как Мариинский театр внедряет современные технологии

Информационные технологии могут значительно облегчить работу театральных организаций любого размера за счет автоматизации всех важных бизнес-процессов – от работы с билетным хозяйством до маркетинга и продвижения спектаклей. Руководитель сектора системных технологий ИТ Мариинского театра Евгений Барбашин рассказывает в блоге компании GoTech об информационной трансформации Мариинского театра и перспективах применения передовых технологий в театральной сфере. Публикуем главные моменты из его статьи.

О развитии ИТ-структуры театра

Информационная инфраструктура Мариинского театра сегодня развивается в нескольких ключевых направлениях. Первое – это билетная система. С одной стороны, ее эксплуатация длится уже 20 лет, с другой – мы продолжаем ее совершенствовать в зависимости от задач, направленных на удобство зрителей. Начиналось все с идеи перехода от бумажных билетов на электронные, а сейчас мы уже активно развиваем систему интернет-продаж, доступную с разных устройств.

Второй важный процесс – автоматизация деятельности подразделений внутри театра, это так называемая система управления спектаклями (аналог ERP-системы). Одна из задач – вовлечение как можно большего числа подразделений, особенно это касается артистов, репетиционных площадок, всех цехов (оперы, балета, оркестра). Основной драйвер развития системы – конечно, артисты, которые хотят удобно работать со своим графиком и получать оперативную информацию на свои мобильные устройства.

mariinsky-01

О сайте и смежных проектах

Отдельно можно рассмотреть развитие нашего сайта и смежных проектов. В сайте мы видим перспективы развития билетных продаж и интерактивного взаимодействия со зрителем, работаем над улучшением его использования на мобильных устройствах. Параллельно развиваем два проекта – mariinsky.tv и mariinsky.fm.

Идеей видеотрансляций и записей мы занимаемся уже очень давно. Еще в 1999 году наш театр первым в мире провел прямую трансляцию оперы. В 2010 году мы создали mariinsky.tv, начинали с технологий автоматической адаптации изображения при трансляциях к возможностям получателя картинки. Сегодня на этом ресурсе уже около 1000 записей. В среднем в течение сезона мы организовываем одну трансляцию в неделю.

О новых площадках и технологиях

Определенный импульс к развитию ИТ-инфраструктуры нам дали две новых площадки – вторая сцена в Санкт-Петербурге и Приморская сцена во Владивостоке. С вводом в эксплуатацию второй сцены мы получили дата-центр, хорошую и быструю сеть, видео и IP-телефонию, что намного облегчило работу ИТ-служб. Сцена, конечно, была интегрирована в единую систему управления всеми объектами и людьми. Приморская сцена в чем-то похожа на вторую сцену в Петербурге или Метрополитен-опера в Нью-Йорке.

О применении зарубежного опыта

Когда мы сравниваем свой опыт с другими нашими коллегами, то обычно говорим о Большом театре. В целом мы двигаемся в одном направлении и решаем схожие задачи. Но есть некоторая специфика – например, у Большого остро стоит вопрос борьбы с перекупщиками при продаже билетов. Кстати, что касается билетной системы, то сначала она была разработана у нас, а затем уже внедрена в Большом театре.

Когда-то мы задумывались над тем, чтобы купить систему учета продажи билетов в Великобритании или США, но пришли к выводу, что ее доработка в соответствии с российскими стандартами выйдет дороже, чем непосредственная разработка в России.

При сравнении с зарубежными театрами огромное значение играет система планирования репертуара. Они работают по блочному принципу формирования расписания спектаклей. Такая система проще, так как с ней меньше технических проблем, но продать билеты на 20 одинаковых спектаклей, идущих подряд, конечно, сложнее. Напрямую переносить технологические решения, увиденные нами за рубежом, пока не получается. Причина – в России своя специфика законодательства в области реализации билетов и бухгалтерского учета. Когда-то мы задумывались над тем, чтобы купить систему учета продажи билетов в Великобритании или США, но пришли к выводу, что ее доработка в соответствии с российскими стандартами выйдет дороже, чем непосредственная разработка в России.

mariinsky-02

О привлечении подрядчиков

Большинство наших разработок создается силами собственного ИТ-отдела. Он был открыт еще в 2002 году с задачами по поддержке билетной системы. Но затем стал постепенно заниматься дополнительными разработками. Например, сайт театра делал внешний подрядчик, но все его новые версии были уже созданы нашим отделом. С крупными компаниями взаимодействуем в части развития инфраструктурных проектов.

Сейчас завершаем первый серьезный проект со стартапом – создание мобильного приложения. Оно уже находится в высокой степени готовности. Сами разработчики находятся в Калининграде. Но в целом, работать со стартапами намного сложнее из-за специфики законодательства в сфере государственных закупок. С моей точки зрения, закупка работ по интеллектуальной собственности заслуживает отдельного закона или отдельных закупочных процедур. Разработка сайта или программы не то же самое, что покупка сервера или компьютера.

О будущем ИТ в театрах

Я вижу два ИТ-направления, которые будут популярны в театральной индустрии. Первое – это развитие технологий виртуальной и дополненной реальности. Например, у нас есть видео 360, но достаточно развитой среды вокруг этого нет. То есть существуют отдельные решения, тогда как необходима синергия в этой области и наличие большого объема контента.

Сегодня большие корпорации уже не видят своей жизни без аналитики, а вот представители искусства пока отстают, хотя всем театрам это должно быть интересно.

Второе направление – аналитика. Сегодня большие корпорации уже не видят своей жизни без аналитики, а вот представители искусства пока отстают, хотя всем театрам это должно быть интересно. Большие данные дадут нам достаточно понимания того, что интересно зрителям.

Источник

 

Уже сейчас вы можете использовать все возможности облачных решений Radario для автоматизации продаж в онлайне и офлайне, работы с данными и своей аудиторией, продвинутой аналитики и продвижения мероприятий в театральной сфере.

Оформляйте подписку на блог Radario и будьте в курсе всех наших новостей.