Даниил Щербаков: «Если ты не боишься проб и ошибок, то у тебя все
получится, если во главе с
тоит хорошая идея»
16 МАРТА 2017
Даниил Щербаков
Директор по развитию Radario Marketing Platform
Мы запускаем новую рубрику, в которой будем знакомить вас с членами команды Radario, и в первом выпуске – один из тех, кто пришел к нам совсем недавно. Директор по международному развитию Даниил Щербаков рассказывает о своем трансфере из московской компании Fibrum, четырех образованиях, прошлых достижениях, будущих целях и отвечает на вечный вопрос – Москва или Санкт-Петербург?
Мои друзья шутят, что я солю дипломы – у меня четыре высших образования, при том что мне всего 24 года. Я из Самары, окончил там архитектурно-строительный университет по специализации «Информатика», параллельно учился на вечернем отделении на факультете английского языка. На четвертом курсе решил поступать на «Электронный бизнес» в магистратуру Высшей школы экономики. Еще изучал Information Systems Management в Вене.

Благодаря Зимней школе для поступающих в «вышку» я познакомился с основателем компании Fibrum и стал их первым сотрудником. За два с половиной года мы стали крупнейшим разработчиком мобильных приложений для виртуальной реальности в мире – наши приложения скачали более 17 миллионов раз, в среднем за месяц ими пользовалось 3,5 миллиона человек.
Когда мы в конце 2014 года начинали заниматься мобильным VR, никакого Google Cardboard или чего-то подобного еще и в помине не было. Глаза боятся, а руки делают – решили разрабатывать свой шлем. Я руководил этим проектом, отвечал за хардварную часть продукта: мы успешно запустили массовое производство шлемов виртуальной реальности в России, а потом в Китае.

Это не совсем типичная история для нашей страны, которая прежде всего известна своими софтверными проектами. Оглядываясь на весь этот опыт, я понимаю, что если ты не опасаешься проб и ошибок, то у тебя все получится, если во главе стоит хорошая идея. За полтора года мы по всему миру продали 35 тысяч шлемов. Их сейчас можно купить не только в России, но и в немецком MediaMarkt, американских Best Buy и Amazon и много где еще.

За время моей работы мы стали резидентами «Сколково», компания выиграла все мыслимые и немыслимые конкурсы. Google в 2014 году признал нас самым перспективным стартапом России с глобальными амбициями, мы побеждали в конкурсах «Стартап года» и GoTech, стали первым русским товаром, который был представлен на AliExpress. Наш продукт был выбором аналитиков на крупнейшей выставке мобильной электроники Global Sources в Гонконге. Собственно, я занимался развитием бизнеса и подготовкой всех конкурсных заявок – это был большой, полезный и разнообразный опыт.
Если суммировать, то в Fibrum я был и швец, и жнец, и на дуде игрец. Занимался маркетингом, писал тексты, с китайскими подрядчиками общался, в Гонконге жил, выступал на конференциях и конкурсах, и чего только ни делал. В итоге с ростом компании мои задачи по каждому направлению стали логично переходить к отдельным сотрудникам, а в последнее время я только общался с инвесторами. Мне это показалось тупиковой ветвью развитию, потому что какие-то основные задачи уже отпали и осталась такая рутинная работа. И мы с Ильей (Илья Флакс, генеральный директор Fibrum – прим. ред.), который уже стал моим другом, решили, что с инвесторами я вполне могу помогать удаленно и готов к новым проектам и вызовам.

Так началась моя история в Radario – фактически сейчас я здесь делаю ровно то же, с чего начинал в Fibrum. Я единолично занимаюсь развитием и продвижением с нуля нового продукта Radario Marketing Platform на рынке США. И меня эта ситуация, когда я человек и пароход, вполне устраивает. Кто-то считает, что плохо, когда ты занимаешься всем подряд, а не развиваешься в каком-то одном направлении, но на самом деле для стартапа модель человека-оркестра вполне нормальна. У Radario сильные позиции в тикетинге, но маркетинг и работа с данным это пока еще для нас новая история.
Являюсь ли я экспертом по продвижению стартапов? Шекспир писал, что дурак думает, что он умен, а умный знает, что он глуп. Я не считаю себя экспертом в какой-то конкретной области и вообще достаточно любознателен. Главные мои качества – я не боюсь ошибаться и люблю учиться. Наверное, тот факт, что у меня четыре высших образования, ярко об этом говорит. И вот это отсутствие боязни ошибок и умение извлекать из них уроки позволяет постепенно развивать продукт, а все эти экспертные чины – не моя история, я стараюсь оценивать себя адекватно.

Нужно жить в согласии с собой – пожалуй, это моя главная установка. Чтобы я просыпался и не думал о том, что я сделал что-то не то или что-то не так. Вопрос внутреннего комфорта для меня важнее денег. Так я и решил перейти в Radario и уехать в Санкт-Петербург, в котором я ни разу не был. Просто я честно дал себе отчет в том, что перестал развиваться профессионально. А стоять на месте, даже очень хорошем, я не хочу.

Всегда важно в какой-то момент посмотреть на себя и свой продукт со стороны. Наверное, еще и поэтому Сергей (Сергей Сучков, генеральный директор и сооснователь Radario – прим. ред.) пригласил меня, человека из совсем другой сферы. Тут все уже достаточно давно варятся – и вполне нормально, когда взгляд слегка замыливается. Это не говорит о профессиональных качествах, это просто всегда есть.
Еще когда я учился в Самаре, занимался промоушеном мероприятий – мы устраивали вечеринки, привозили артистов.

Но это просто интересное совпадение, а не звезды так сошлись, что я оказался в компании, связанной с ивент-отраслью. На самом деле, хорошую работу выбирают только сердцем и душой, потому что здесь мы проводим половину жизни. И если ты не горишь, то в какой-то момент перегоришь – такая вот рифма.
5 профессиональных советов от Даниила Щербакова:
  1. Не бойтесь ошибок
  2. Любите учиться и извлекать знания из всего
  3. Будьте честными перед другими и перед собой
  4. Умейте посмотреть на себя со стороны
  5. Сохраняйте чувство юмора и самоиронию
— Даниил Щербаков, Директор по развитию Radario Marketing Platform
Важно разделять ценности компании, ее руководителей, ценности продукта. С Сергеем у нас очень быстро получилось найти общий язык. Фактически мы один раз встретились, проговорили час на отвлеченные темы и сразу друг друга поняли – его подход к ведению дел и мое видение совпали. Я в этом плане вообще некий фаталист, и раз уже так случилось, что Сергей меня нашел и все так совпало, я после двух коротких визитов в Санкт-Петербург загорелся и согласился стать частью команды Radario.

Переехать было вообще не сложно, за полтора месяца особой разницы между Москвой и Петербургом я не заметил. Все мне говорили – да как ты там будешь, погода плохая. Ребят, ну серьезно, я в Москве солнца не многим больше видел! Да и вообще наука нам говорит, что количество солнечных дней одинаковое, только количество дождливых отличается – а сейчас дождей пока нет, так что все хорошо. Конечно, Петербург дешевле, люди здесь как-то добрее и расслабленнее, есть какое-то праздное шатание. Если бы в Питере было столько же денег, сколько в Москву вбухивают, то было бы еще круче. Но вообще мой выбор Самара – Волга, Жигулевские горы…

Девять беременных женщин не могут родить одного ребенка за месяц, так и с международным продвижением. Ничего не делается просто по щелчку, это кропотливая – изо дня в день – работа, которая может быть (может быть!) принесет плоды. Вот когда ты это понимаешь, а не летишь оголтело всем продавать продукт и все прочее, тогда твои шансы на победу увеличиваются. И я, и руководители Radario это четко понимаем, поэтому, наверное, и нашли друг друга.
Наш продукт дает возможность организаторам мероприятий начать взаимодействовать со своей аудиторией, а не просто делать массовые рассылки из серии «приходите сюда». И это не только очевидная бизнес-ценность – принести организатору больше денег или сократить его маркетинговые расходы. Как бы это громогласно не звучало, я вижу в этом еще и помощь людям, которые не узнали бы о том или ином мероприятии без персонифицированного предложения. Для меня такая польза продукта, с которым я работаю, важна даже больше, чем деньги, которые по факту являются лишь мерилом успеха.

Ивент-отрасль – это одна из тех индустрий, до которой информатизация в ее классическом понимании еще не дошла.
Это такой пресловутый «голубой океан», если говорить в терминологии стартапов. Я сейчас глубже в этом разобрался и мне очень интересно посидеть в первых рядах, понаблюдать за тем, кто и как все это будет завоевывать, ну и тоже отломить себе кусочек этого пирога.

Помимо работы у меня не так уж много интересов, мне нравится хип-хоп, r'n'b, одежда, политика и моя девушка Нина – такой вот набор!
Я неплохо разбираюсь в западном рэпе, из русской музыки слушаю «Руки Вверх», знаю все песни наизусть – они ведь тоже из Самары. Когда-то был большим фанатом Тимати времен альбома Black Star – он искренний и наивный, именно таким был тогда хип-хоп за рубежом. Помню, учился в девятом классе и вышла песня «В клубе» – все от нее плевались. Я сначала тоже плевался и слушал тайком, а потом уже перестал скрывать. Все уже знали, что мне нравится Тимати и даже перестали над этим шутить. А вообще мой любимый продюсер – Скотт Сторч, он сотрудничал со всеми американскими звездами от Тимберлейка и Агилеры до Jay-Z и Dr. Dre. И да, сейчас он пишет музыку артистам с Black Star. Но это, скорее, плохая новость.


Читайте также